Один мудрец назвал музыку вздохом ангела в нашей душе. Красиво. Однако это определение подходит далеко не всем музыкальным жанрам. Например, рок – это особ статья. Сама ярость и страсть, энергия и свобода – рок-музыку никто бы не назвал ангельским порождением. Охи-вздохи – это не про них, бунтарей, одержимых музыкой как душевной болезнью.
Рок никогда не состоял на службе у сильных мира сего или мамоны – в противном случае он превращался просто в свое подобие. Как писал журналист Алексей Поликовский: «Рок-н-ролл невозможно просимулировать, как невозможно просимулировать самоубийство или секс. Это или случилось, или нет. Рок-н-ролл – синоним подлинности».
В 60-е рок-музыка обрушилась на весь цивилизованный мир неистовым водопадом, тогда как в СССР она просачивалась с Запада мелкими струйками, которые впрочем, вскоре слились и преобразились в неспокойное море русского рок-андеграунда. Однако вот что интересно: в самом начале процесса, почувствовав опасность с этой стороны, и правильно почувствовав, советская власть решила сама определить границы рок-стихии и взять ее под свой строгий контроль. Одним из решительных телодвижений по этому поводу стало публикация статей и выпуск книг о рок-музыке. Так, к своему невероятному изумлению, на прилавке одного вполне респектабельного советского книжного магазина (шел 1977 год) я однажды увидела брошюрку «Поп-музыка. Взгляды и мнения» (изд. «Советский композитор»), где вполне в корректной форме рассматривалось влияние на советскую молодежь западных музыкальных образцов. Композиторы Андрей Петров и Вениамин Баснер – так те просто оказались поклонниками рок-музыки. А вот знаменитый автор «Подмосковных вечеров» В.П. Соловьев-Седой – скорее нет, чем да: «Что в ней неприемлемо для нас? В первую очередь, идеологическая сторона. Даже в песнях протеста есть некое неуправляемое, анархическое начало. Во-вторых, открытая сексуальность, которая отвлекает молодежь от социальной борьбы» (сейчас такое можно прочитать лишь с улыбкой).
С середины 80-х книги о рок-музыке перестали быть сенсацией и большой редкостью. Даже провинциальные издательства с жаром принялись заказывать тексты знатокам рок-музыки. Например, в Ставрополе вышли сборники «Бунтари и конформисты» (1989 г.) и «Блюз из подвала» (1990 г.), а харьковское издательство «Простор» в 1992 году выпустило книгу о группе «Дип Пёпл» (кстати, автор – Дмитрий Громов из знаменитого дуэта фантастов, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди). Мы наконец дождались первого сборника стихов одного из последних гениев эпохи – рок-барда Александра Башлачева («Посошок», изд. «Лира», 1990 г.), а дальше – дело пошло: «Дорз», «Лед Зеппелин», бесчисленное количество биографий «Битлз»…
Что же касается сегодняшнего дня, то к книгам о рок-музыке многие до сих пор испытывают и библиофильский, и фанатский интерес. К тому же, читатели в курсе: эти издания – такой своеобразный «посошок» для рок-фанатов, – чтоб устоять на ногах и не потерять ориентиры от обилия информации в Интернете.
Галина Туз, литератор
Уважаемый посетитель, мы рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте, чтобы всегда быть в курсе всех новостей сайта и группы - "Ляпис Трубецкой".