Если у вас уже есть готовая перспективная бизнес-идея, не торопитесь претворять ее в жизнь, ведь сначала необходимо определить целевую аудиторию.
Здесь есть два варианта: продавать конечному потребителю (например, магазин мужской обуви) или бизнесу (например, запчасти для швейных станков). Нередко целевой рынок включает и то, и другое (например, торговля оргтехникой).
Ни малый, ни крупный бизнес не может позволить себе продавать всё и всем. Чем уже будет ваш целевой рынок, тем лучше. Его определение называют созданием рыночной ниши, этот процесс крайне важен для успешного становления и развития бизнеса. Каждая из крупных торговых сетей также нацелена на конкретную группу покупателей.
Нередко предприниматели рассматривают эту задачу как «поиск» своей ниши, словно она находится неподалеку и ожидает их прихода. Специалисты по управленческому консультированию разубеждают: все иначе, хорошая рыночная ниша не падает с небес, ее нужно кропотливо формировать.
Консультанты SCM Consult отмечают следующие этапы процесса создания рыночной ниши.
- Составьте список пожеланий. Кому вы бы хотели продавать или оказывать услуги? Будьте предельно конкретны. Определите тип покупателя и географию бизнеса. Продавать всем вы точно не сможете – это истощит ресурсы фирмы и собьет с толку клиентов.
Сегодня бизнес стремится к выбору как можно более узких ниш. Определение в качестве ниши студентов – плохой вариант; выбор студентов, которые учатся на художественно-графическом факультете, чей семейный доход превышает сумму n – хороший вариант.
- Наметьте цель. Определите, что вы будете продавать. Рыночная ниша и сфера деятельности – это не одно и тоже. Так, продажа обуви в розницу – это сфера, тогда как продажа спортивной обуви для подростков – это более узкая ниша.
Определить нишу можно, основываясь на ваших личных интересах, опыте. Если в начале карьеры вы работали в розничной торговле, за затем получили образование специалиста по маркетингу, специализацией вашего бизнеса может быть консалтинг в сфере маркетинга для ритейлеров.
- Опишите мировоззрение клиентов. Бизнес непременно будет успешным, если вы придерживаетесь золотого правила: относиться к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Взгляните на все глазами ваших потенциальных покупателей. Как это сделать? Пообщайтесь с ними, узнайте, что их заботит. Тогда вам откроются их потребности.
- Начните создание ниши. На этом этапе ваши идеи, а также потребности и предпочтения потребителей начинают формировать очертания вашей рыночной ниши. Она должна обладать следующими качествами:
- соответствие вашим долгосрочным целям;
- уникальность;
- другие игроки рынка также стремятся ее завоевать;
- наличие потенциала для расширения.
5. Этап оценки. Теперь необходимо оценить ваш товар с позиции указанных выше критериев. Например, если его выпуск поведет вас в направлении, отличном от долгосрочной цели (критерий №1), значит, эту бизнес-идею лучше отбросить и перейти к другой.
6. Тестирование. Предоставьте потребителям возможность испытать вашу продукцию. Это может быть промо-акция, бесплатные семинары или электронные буклеты в почтовой рассылке. Если окажется, что тестирование требует от вас значительных затрат, вы выбрали «не тот» способ.
7. Последний этап – реализация идеи на практике . Он самый сложный, но если вы хорошо подготовились, это будет риск с хорошими шансами на успех.
Уважаемый посетитель, мы рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте, чтобы всегда быть в курсе всех новостей сайта и группы - "Ляпис Трубецкой".